Шопоголиками не рождаются, а становятся
Патологическая покупательская страсть только недавно была признана болезнью. До этого немотивированные траты и приобретения большого количества ненужных или однотипных товаров считали просто человеческой слабостью.
Психологи обнаружили, что зависимость от покупок чаще возникает под влиянием внутренних факторов:
- долгий стресс;
- депрессия;
- дефицит общения;
- сложности с адаптацией в социуме и неумение выстраивать отношения с другими людьми.
Чтобы избавиться от внутренней пустоты, человек отправляется в торговый центр. Там он получает порцию общения, а то, что продавцы стараются угодить, поднимает настроение, заставляет чувствовать себя нужным и важным. Это сродни бегству от реальности.
Есть еще внешние факторы, влияющие на формирование зависимости: акции и распродажи. Достаточно посмотреть на тех, кто пришел закупаться во время массовых скидок, и сразу видно, что большая часть «сметает» товар с прилавка, не задумываясь, нужно ли им это.
Ажиотаж, связанный с возможностью «купить побольше и подешевле» действует как наркотик. Если же еще дополнительно дают небольшой подарок, то это добавляет «приятности» моменту. В действительности же хитрые маркетинговые ходы стимулируют приобретать вещи, которые не очень-то пользуются спросом.
В данном случае активными покупателями становятся лица, жаждущие ярких ощущений. Некоторые из них специально отслеживают акции, чтобы «закупиться по полной». Они не только получают эмоциональный подъем, но и ощущают себя рачительными хозяевами, ведь удалось сделать «запасы» надолго. При этом не важно, что купленное никогда не будет использовано и лишь займет место в шкафу.