Симптомы и помощь при остром отравлении мускарином

1. Общая информация
  2. Характеристика мускарина
  3. Действие препарата на организм
  4. Симптомы отравления мускарином
  5. Меры помощи при отравлении мускарином

Симптомы и помощь при остром отравлении мускарином - ЗдравикаМускарин — это растительный алкалоид, получаемый из ядовитых и условно ядовитых грибов, чаще всего из мухоморов. Их красные шляпки с белыми точками знают все, но интоксикация все-таки случается. Отравление мускарином может возникнуть, когда народные «целители» готовят настойки из мухоморов или наркоманы пытаются достичь состояния измененного сознания.

Общая информация

Данное соединение относится к природным наркотическим веществам. Оно высокотоксичное и содержит опасный для жизни яд. О наркоэффекте мускарина известно давно. В древние времена его использовали шаманы в качестве психоделика при проведении обрядов. В 1869 году ученые признали мускарин галлюциногенным компонентом, но реальное его действие было изучено позже.

Некоторое время доктора назначали алкалоид больным, страдающим эпилепсией. Но такое лечение было очень рискованным и нередко приводило к интоксикации с тяжелыми последствиями. Поэтому использование токсичного состава во врачебной практике было прекращено.

Сегодня в медицине алкалоид не применяется, с ним работают только сотрудники научных лабораторий при проведении экспериментов для изучения его влияния на человеческое здоровье.

Очень опасно принимать мускарин для достижения состояния наркотического опьянения. Одним из губительных последствий этого становится летальный исход.

Характеристика мускарина

Мускарин содержится грибах мицена - ЗдравикаДанный алкалоид содержится в следующих грибах:

• мухомор красный;
  • волоконница Патуйяра;
  • говорушка беловатая и красноватая;
  • мицена;
  • энтолома.

Сегодня ученые могут получать его синтетическим путем. Это бесцветная жидкость, не имеющая характерного вкуса и запаха, которая в процессе последующей обработки превращается в кристаллы небольшого размера. При нагревании свойства вещества теряются.

Медики утверждают, что эффекты от приема искусственного и природного алкалоида имеют различия. Соединение, синтезируемое химиками, является более токсичным и опасным.

Действие препарата на организм

Алкалоид влияет на холинергические рецепторы парасимпатической нервной системы, угнетая их. Среди его фармакологических эффектов наиболее распространенными являются следующие:

• замедление частоты сердечных сокращений;
  • падение артериального давления;
  • стимуляция кишечной перистальтики;
  • угнетение дыхания;
  • сужение зрачков;
  • усиленное слюнотечение;
  • обильная потливость;
  • ухудшение зрения.

Мускарин не оказывает выраженного воздействия на ЦНС, так как с трудом проникает через гематоэнцефалический барьер. Галлюциногенные и психоделические свойства проявляются из-за влияния других составляющих, которые также содержатся в ядовитых грибах. Однако сам алкалоид может стать причиной поражения двигательных нервов и последующего паралича или судорожных припадков.

Симптомы отравления мускарином

Для интоксикации характерны боли в желудочно-кишечном тракте - ЗдравикаОстрое отравление мускарином возникает, даже если в организм попадают малые дозы вещества. Для интоксикации характерны следующие признаки:

• тошнота и рвота;
  • боли в голове и желудочно-кишечном тракте;
  • нарушение ритма сердца;
  • кислородное голодание;
  • судороги;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • расстройство зрения;
  • бронхоспазм, одышка;
  • липкий холодный пот.

Симптоматика может отличаться в зависимости от состояния здоровья человека, происхождения нарковещества, способа его употребления и некоторых других факторов.

Чаще всего мучительные симптомы сохраняются порядка шести часов. Если принятая доза алкалоида было небольшой, самочувствие постепенно будет нормализоваться.

Смертельной признана дозировка в 0,5 граммов мускарина. После ее употребления человек умирает, если вовремя не предпринять экстренные меры. Важно знать симптомы отравления мускарином и меры помощи, чтобы спасти жизнь пострадавшего.

Меры помощи при отравлении мускарином

При первых признаках мускариновой интоксикации следует незамедлительно вызвать скорую наркологическую бригаду. Нельзя заниматься самолечением, чтобы не усугубить самочувствие пациента.

До приезда специалистов рекомендуется действовать следующим образом:

• промыть больному желудок, предложив ему выпить порядка полутора литров теплой воды, а затем вызвать рвоту, надавив на корень языка;
  • дать ему принять энтеросорбент, например, «Полисорб», активированный уголь или «Энтеросгель».

Кроме сорбентов, пациенту нельзя ничего давать. Под особый запрет попадают анальгетики и спазмолитики, которые могут изменить клиническую картину и затруднить врачебную диагностику.

Профессиональная помощь при отравлении мускарином обязательно включает в себя детоксикацию. Это очистительные процедуры, позволяющие быстро вывести из организма токсичные компоненты. Больному ставят капельницы с изотоническим раствором и плазмозаменителями, которые способствуют стабилизации самочувствия. При легкой интоксикации состояние пациента нормализуется в течение суток.

Для устранения интоксикации медики назначают внутривенно атропин - ЗдравикаВ тяжелых случаях врачи вводят антидот при отравлении мускарином. Также в стационаре проводят процедуру промывания желудка с использованием специального зонда. Данная манипуляция осуществляется, даже если пациент находится в бессознательном состоянии.

Для устранения признаков интоксикации и снижения вероятности развития комы медики назначают внутривенно атропин при отравлении мускарином. Он блокирует мускариновые рецепторы. Дозу и число уколов определяет доктор, учитывая степень тяжести интоксикации. Дополнительно применяются лекарственные средства для коррекции нарушений, спровоцированным грибным ядом.

Другим антагонистом при отравлении мускарином является акотинин. Он также нейтрализует ядовитое воздействие алкалоида и предотвращает риск возникновения осложнений.

Если пострадавшему не будет вовремя оказана помощь, возможно развитие сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности. Именно поэтому не стоит употреблять неизвестные составы и настойки из грибов, а при наличии наркотической зависимости рекомендуется записаться на консультацию к наркологу.

1. Психогенные грибы — Соколов Д. Ю. — 2012 год.
  2. Петров В. И., Ревяко Т. И. — Наркотики и яды. Психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения — 1996.
  3. Наркомании, токсикомании, отравления. Литвицкий Пётр Францевич — Вопросы современной педиатрии — 2014 — №1.