Крокодиловый наркоман

1. Что это за наркотик
  2. Как выглядит наркоман, употребляющий «крокодил»
  3. Последствия приема для организма «крокодилового» наркомана
  4. Лечение наркоманов после «крокодила»
    4.1. Детоксикация
    4.2. Фармакотерапия
    4.3. Психотерапия и реабилитация

Крокодиловый наркоман - Здравика

Не так давно в России были почти закрыты все поставки, и стало трудно добывать героин. Наркопотребителям пришлось придумывать альтернативу привычному психоактивному веществу, и началась эпидемия «крокодиловых», то есть дезоморфиновых наркоманов — еще более смертоносная, чем героиновая.

На данный момент правоохранительные органы ведут с ней активную борьбу, в которой не всегда побеждают. Особенно заразе подвержены депрессивные провинции, где мало досуга, но много коррумпированных аптек.

Препарат дезоморфин какое-то (недолгое) после первого синтеза продолжал использоваться в человеческой медицине и ветеринарии. Однако эта практика вскоре была приостановлена, так как средство производило более угнетающий эффект на дыхательную систему, чем другие опиоидные анальгетики. Сегодня дезоморфин входит в список веществ, абсолютно запрещенных к реализации на территории РФ и многих других государств.

Что это за наркотик

Дезоморфин готовится кустарным способом из препаратов кодеина, которые покупаются в аптеках незаконно. Это «грязное» вещество, изобилующее примесями, которые невозможно удалить, поэтому употребляющих ждет большое количество побочных явлений, основное — возникновение в местах уколов язв, напоминающих крокодиловую кожу.

Кустарный наркотик - ЗдравикаВоспаления, некрозы — вечные спутники «крокодиловых» наркоманов. Все реагенты, необходимые для синтеза наркотика, добываются в магазинах бытовой химии и аптеках, поэтому такая наркомания очень распространена среди маргинальных слоев населения.

Основные эффекты, которые оказывает дезоморфин, как и любой опиоид, кроме обезболивающего:

• угнетение дыхательного и кашлевого центров;
  • подавление сердцебиения;
  • угнетение центральной нервной системы.

Человек, принявший дозу препарата, рискует умереть от критического урежения сердечного ритма или от остановки дыхания.

Как выглядит наркоман, употребляющий «крокодил»

«Крокодиловый» наркоман чаще всего не скрывает, что является таковым, — ему попросту все равно. Он худой, неухоженный, с тонкими и ломкими волосами и землистым лицом, говорит медленно и не очень внятно. В состоянии абстиненции наркопотребитель испытывает сильные боли, поэтому может вести себя неадекватно.

Как правило, человек, находящийся под действием опиоидов, чрезмерно расслаблен, благостен, хочет присесть или прилечь. Обычно он почесывается — опиоиды вызывают кожный зуд. Его зрачки патологически сужены (миоз) и не реагируют на свет.

Последствия приема для организма «крокодилового» наркомана

Последствия для организма - ЗдравикаНаркоман под «крокодилом» подвергает себя сразу большому количеству опасностей. В первую очередь у него может развиться сепсис, поскольку внутривенное вливание неочищенного наркотика — прямой путь к заражению.

Среди наркопотребителей нередки гангрена и ампутации, причем конечность не всегда можно спасти даже на ранней стадии болезни. По статистике, средний срок жизни человека, принимающего дезоморфин, — около двух лет с момента первого укола и до смерти.

Так же, как и при приеме любых других опиоидов, высок риск передозировки. Летальный исход в этом случае наступает по одной из двух причин:

• остановка сердца;
  • критическое урежение дыхательных движений.

Срочная сердечно-легочная реанимация — единственное, что может спасти жизнь в подобном состоянии, поэтому требуется вызов скорой помощи и госпитализация.

Лечение наркоманов после «крокодила»

Лечение состоит из нескольких этапов:

• детоксикация;
  • психотерапия;
  • медикаментозная поддержка;
  • реабилитационные мероприятия.

Наркоман после «крокодила» не всегда хочет лечиться, поэтому может потребоваться мотивационная консультация, в ходе которой врач будет убеждать пациента пройти курс терапии. Это вынужденная мера для тех, кто не осознает тяжести своего состояния и возможных последствий.

Детоксикация

Детоксикация - ЗдравикаОчищение организма от продуктов распада опиоидов может осуществляться с помощью капельницы, а также экстракорпоральным методом. В раствор для капельницы добавляются витаминно-минеральный комплекс и препараты для симптоматической терапии недомоганий. Процедура не снимает ломку полностью, но способна сгладить проявления абстиненции и существенно улучшить самочувствие.

Также может быть применена УБОД — ультрабыстрая опиоидная детоксикация с использованием вещества-антагониста соответствующих рецепторов нервной системы. Это болезненная манипуляция, поэтому она проводится в отделении интенсивной терапии под общим наркозом.

Фармакотерапия

При лечении опиоидной зависимости используются антагонисты (налоксон и налтрексон), которые нивелируют действие ПАВ. Под влиянием препарата вместо привычного наркотического опьянения крокодиловый наркопотребитель ощущает проявления ломки — это дает возможность сдерживаться и не употреблять наркотик. Кроме того, врачи часто выписывают пациентам:

• нейролептические средства;
  • антидепрессанты;
  • противотревожные лекарства.

Они помогают пережить психологическую абстиненцию, особенно в самом начале отказа от психоактивных веществ.

Психотерапия и реабилитация

Это основа всего лечения. Недостаточно ограничить человеку доступ к наркотику — необходимо добиться серьезных личностных изменений. Для этого хорошо подходят групповая и когнитивно-поведенческая терапия, в ходе которой пациент получает возможность качественно переоценить свои жизненные принципы.

Если вы впали в зависимость от опиоидов, но имеете достаточный уровень личной мотивации, выход есть всегда. Стоит обратиться к наркологу для получения консультации по лечению и назначения корректной терапии.

1. Сиволап Ю.П., Савченков В.А. — Злоупотребление опиоидами и опиоидная зависимость — 2005.
  2. Молекулярные и клеточные механизмы опийной наркомании. Внуков В.В.Черникова И.В.Милютина Н.П.Ананян А.А.Панченко Л.Ф. — Журнал фундаментальной медицины и биологии — 2013 — №1.
  3. Иванец Н.Н., Анохина И.П., Винникова М.А., редакторы. Наркология: национальное руководство. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.